Методические рекомендации к уроку Методические рекомендации к уроку 10. Предлагайте учащимся план осуществления учебной деятельности: Типы современных уроков
|
Требования к современному уроку.
Состав современного содержания образования и закономерности процесса обучения в целом, а усвоения в частности, определяют ряд непременных требований к уроку, которые необходимо учитывать.
1.Урок должен предусматривать не только изложение материала, содержания, но и задания, предполагающие применение усвоенных знаний на практике.
2.Часть этих знаний должна быть получена учащимися в процессе самостоятельного поиска путем решений поисковых задач, насколько доступен поиск такого содержания для учащихся соответствующего возраста, настолько важны способы деятельности, которыми ученик овладевает в процессе поиска.
3.Изложение материала на уроке может быть и должно быть вариативным по своей структуре. В одних случаях излагается готовая информация в форме объяснения и с помощью иллюстраций. В других случаях содержание знаний изучается путем постановки учителем проблемы и раскрытия им путей ее доказательного решения.
Изложение знаний может протекать в форме рассказа, лекций, чтение учебника, просмотром диафильмов и т.д. Характер изложения определяется внутренней структурой, способом построения - объяснительно-иллюстративным или проблемным.
Одним из основных требований к уроку является научность, непременным условием научности содержания урока является ознакомление учащихся с доступными им методами науки.
Существенной стороной урока является индивидуализация обучения. Сочетание индивидуализации обучения с классно-урочной формой коллективной работы весьма нелегка задача. Это, во-первых, внесение в изложение содержания различной степени сложности, учитывающей интересы и возможности разных категорий учащихся, памятуя, что самое сложное содержание может оказаться не под силу некоторым для активного усвоения, но должно быть понятно всем. Это, во-вторых, поручение заданий для самостоятельной работы разной степени трудности, но в такой системе, чтобы слабые и средние учащиеся могли постепенно переходить от менее трудного содержания заданий к более сложным. Это, в-третьих, возвращение слабых учащихся к более сложным заданиям предшествующих тем после изучения последующих, когда задания могут быть решены на новом уровне подготовки.
4.Ни один урок не может решать всех задач обучения. Он является частью темы, курса, учебного предмета. Важно всегда сознавать какое место он занимает в системе учебного предмета, каковы его дидактические цели. Урок должен быть логической единицей темы, раздела, курса. Урок - это педагогическое произведение и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся.
Соблюдая основные требования к уроку, учитель вносит как в осуществление этих требований, так и в сочетание компонентов урока своё искусство, свой методический почерк, зависящий как от характера класса, так и от его индивидуальных черт.
Структура каждого урока в соответствии с его логикой должна быть четкой, со строгим переходом от одной части урока к другой в соответствии с дидактической целью урока и закономерностями процесса обучения. Но этими частями являются не традиционный вопрос, изучение нового, закрепление и т.д., а шаги, обуславливающие движение к цели урока д.е. усвоение его содержания.
5.На уроке должно иметь место закрепление знаний посредством воспроизведения знаний учащимися, упражнений в навыках и умения, путём выполнения заданий на применение знаний в измененной ситуации.
6. Учебный процесс немыслим без неоднократного повторения содержания знаний и умений. Форма повторения может быть различной, в зависимости от целей урока и его содержания.
7.Науроках должен иметь место систематический и планомерный контроль за качеством усвоения знаний учащимися. Главный критерий качества урока - не применение тех или иных видов работы, а обученность учащихся, достижение целей урока. Культура учителя, его интеллектуальный и нравственный облик является одним из главных условий эффективности урока