Приемы деятельности учителя, способствующие формированию мотивации учения в целом
Формированию положительной мотивации учения способствует общая атмосфера в классе, включенность ученика в коллектив, отношения сотрудничества учителя и учащегося, помощь учителя в виде советов, наталкивающих ученика на правильное решение, формирование у учеников адекватной самооценки. Формированию мотивации способствуют занимательность изложения, необычная форма преподнесения материала, эмоциональность речи учителя, познавательные игры, ситуации спора и дискуссии.
Работа учителя, направленная на развитие мотивационной сферы, включает в себя следующие виды воздействий:
– актуализация уже сложившихся у школьника ранее позитивных мотивационных установок, которые надо укрепить;
– создание условий для появления новых мотивационных установок
– коррекция дефектных мотивационных установок, изменение внутреннего отношения ребенка к уровню своих возможностей и перспективе их развития.
Существуют специальные задания на упрочение отдельных сторон мотивационной сферы учащихся. Так, для укрепления и осознания мотивов благоприятны ситуации выбора, так как они упрочивают умение школьника принять решение, умение сопоставить и соподчинить разные мотивы.
Становлению адекватной самооценки способствуют упражнения на решение задач максимальной трудности, переживание неудачи и самоанализ своих способностей в целом. Особое внимание следует уделить поощрениям со стороны учителя. Так, похвала учителя стимулирует ученика лишь в том случае, когда задание ощущается учеником как достаточно трудное, и в поощрении ученик «прочитывает» высокую оценку своих возможностей.
Для мотивации школьника важна не столько отметка учителя, сколько скрытая в отметке информация о его возможностях. Оценка учителя повышает мотивацию, если она относится к тем усилиям, которые приложил ученик при выполнении задания. Учителю важно не слепо верить в силы ученика, а мобилизовать оценкой приложение учеником новых усилий.
Этапы формирования мотивации на отдельных этапах урока
(по А.К. Марковой)
1. Этап вызывания исходной мотивации.
На данном этапе учителю важно учесть несколько побуждений учащихся:
- подчеркнуть мотивы предыдущих достижений («Мы хорошо поработали над предыдущей темой»),
- вызвать мотивы относительной неудовлетворенности («Но не усвоили еще одну важную сторону этой темы»),
- усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность («А между тем для вашей будущей жизни … будет необходимо в таких-то ситуациях…»)
Услышав последнюю фразу, учащиеся естественно будут живее воспринимать материал.
2. Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации.
На этом этапе учитель ориентируется на широкий спектр познавательных и социальных мотивов. Он может чередовать виды деятельности (устные и письменные, трудные и легкие, индивидуальные и фронтальные), может выбирать меру трудности материала и использовать отметки таким образом, чтобы чередовать у учащихся эмоции: удовлетворенность и неудовлетворенность.
3. Этап завершения урока.
По окончанию урока ученик должен выйти с положительным личным опытом, у него должна возникнуть положительная установка на дальнейшее учение.
Каждый этап урока учителю следует наполнять психологическим содержанием, ведь каждый этап – это специфическая по своему мотивационному содержанию ситуация.
В целом психологически обоснованный путь формирования мотивации школьников может состоять в следующем:
– Учитель определяет задачи формирования мотивации в этом возрасте с учётом перспектив, ориентируясь на «завтрашний день развития»;
– Выясняет состояния мотивации учения у своих учеников;
– Организует виды активной деятельности школьника, осуществляет широкую воспитательную работу, включает школьника в специально созданные педагогические ситуации, организует выполнение заданий, направленных на осознание своей мотивационной сферы, тренировку приемов целеполагания.