Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Прыёмы дзейнасці настаўніка, якія садзейнічаюць фарміраванню матывацыі навучання

Дата: 7 ноября 2016 в 17:30

Приемы деятельности учителя, способствующие формированию мотивации учения в целом

Формированию положительной мотивации учения способствует общая атмосфера в классе, включенность ученика в коллектив, отношения сотрудничества учителя и учащегося, помощь учителя в виде советов, наталкивающих ученика на правильное решение, формирование у учеников адекватной самооценки. Формированию мотивации способствуют занимательность изложения, необычная форма преподнесения материала, эмоциональность речи учителя, познавательные игры, ситуации спора и дискуссии.

Работа учителя, направленная на развитие мотивационной сферы, включает в себя следующие виды воздействий:

– актуализация уже сложившихся у школьника ранее позитивных мотивационных установок, которые надо укрепить;

– создание условий для появления новых мотивационных установок

– коррекция дефектных мотивационных установок, изменение внутреннего отношения ребенка к уровню своих возможностей и перспективе их развития.

Существуют специальные задания на упрочение отдельных сторон мотивационной сферы учащихся. Так, для укрепления и осознания мотивов благоприятны ситуации выбора, так как они упрочивают умение школьника принять решение, умение сопоставить и соподчинить разные мотивы.

Становлению адекватной самооценки способствуют упражнения на решение задач максимальной трудности, переживание неудачи и самоанализ своих способностей в целом. Особое внимание следует уделить поощрениям со стороны учителя. Так, похвала учителя стимулирует ученика лишь в том случае, когда задание ощущается учеником как достаточно трудное, и в поощрении ученик «прочитывает» высокую оценку своих возможностей.

Для мотивации школьника важна не столько отметка учителя, сколько скрытая в отметке информация о его возможностях. Оценка учителя повышает мотивацию, если она относится к тем усилиям, которые приложил ученик при выполнении задания. Учителю важно не слепо верить в силы ученика, а мобилизовать оценкой приложение учеником новых усилий.

 

Этапы формирования мотивации на отдельных этапах урока

(по А.К. Марковой)

1. Этап вызывания исходной мотивации.

На данном этапе учителю важно учесть несколько побуждений учащихся:

  • подчеркнуть мотивы предыдущих достижений («Мы хорошо поработали над предыдущей темой»),
  • вызвать мотивы относительной неудовлетворенности («Но не усвоили еще одну важную сторону этой темы»),
  • усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность («А между тем для вашей будущей жизни … будет необходимо в таких-то ситуациях…»)

Услышав последнюю фразу, учащиеся естественно будут живее воспринимать материал.

2. Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации.

На этом этапе учитель ориентируется на широкий спектр познавательных и социальных мотивов. Он может чередовать виды деятельности (устные и письменные, трудные и легкие, индивидуальные и фронтальные), может выбирать меру трудности материала и использовать отметки таким образом, чтобы чередовать у учащихся эмоции: удовлетворенность и неудовлетворенность.

3. Этап завершения урока.

По окончанию урока ученик должен выйти с положительным личным опытом, у него должна возникнуть положительная установка на дальнейшее учение.

Каждый этап урока учителю следует наполнять психологическим содержанием, ведь каждый этап – это специфическая по своему мотивационному содержанию ситуация.

 

В целом психологически обоснованный путь формирования мотивации школьников может состоять в следующем:

– Учитель определяет задачи формирования мотивации в этом возрасте с учётом перспектив, ориентируясь на «завтрашний день развития»;

– Выясняет состояния мотивации учения у своих учеников;

– Организует виды активной деятельности школьника, осуществляет широкую воспитательную работу, включает школьника в специально созданные педагогические ситуации, организует выполнение заданий, направленных на осознание своей мотивационной сферы, тренировку приемов целеполагания.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.